История

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Исторические сведения по органам правовой статистики  и специальных учетов Республики Казахстан  

Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Комитет) образован Указом Президента Республики Казахстан от 28 марта 2003 года №1050 с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздненного Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 

Комитет является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функции и полномочия государственного органа по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов. Сочетание функций формирования правовой статистики, ведения специальных учетов и осуществление контроля и надзора в этой сфере является государственной мерой по систематическому обеспечению государства максимально достоверной информацией о состоянии криминогенной ситуации и количественно-качественных показателях уголовно-процессуальной деятельности органов уголовного преследования и суда, работы государственных органов по защите и поддержке предпринимательства, а также их борьбе с административными правонарушениями, выведению правовой статистики и специальных учетов на совершенно новый уровень. 

Следует отметить, что в странах СНГ аналогичных Комитету ведомств с функциями межведомственного органа нет. 

Стройная межведомственная система правовой статистики, объективно отражающая реальные процессы обеспечения правопорядка в стране, создана еще в 1997 году по Указу Главы нашего государства "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан", в соответствии с которым на базе статистических служб Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Центра криминальной информации бывшего Государственного следственного комитета был образован Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. Принятием данного акта ознаменовано завершение важного этапа правовой реформы - впервые в своей истории правовая статистика передана в ведение надзорного органа. Следует отметить, что указанный шаг полностью корреспондировался с научными рекомендациями и выводами ведущих ученых-криминологов, так как практически всеми учеными признавалась необходимость создания единого централизованного органа в области правовой статистики и специальных учетов.  

После десяти лет функционирования органы правовой статистики и специальных учетов представляют собой сложившийся государственный институт. В первую очередь, организован четкий режим формирования статистики о состоянии преступности, деятельности правоохранительных органов, судов и информационное обеспечение этой работы. На должном уровне осуществляется ведение специальных учетов, справочная и архивная работа. 

Однако, на протяжении всего периода своего существования, сфера правовой статистики и специальных учетов законодательным образом не была отрегулирована и регламентировалась на уровне инструктивных актов для служебного пользования. 

Закон Республики Казахстан "О государственной правовой статистике и специальных учетах", определил правовые основы и принципы осуществления государственной правовой статистики и ведения специальных учетов, полномочия и функции уполномоченного органа и иных государственных органов, осуществляющих статистическую деятельность в области правовой статистики и ведения специальных учетов. Впервые нормативно закреплены основные понятия "государственной правовой статистики", ее разделение на "уголовно-правовую", "гражданско-правовую" и "административно-правовую статистику", назначение и виды специальных учетов. 

За уполномоченным органом законодательно закреплены контрольные и надзорные функции по выявлению и устранению нарушений законодательства Республики Казахстан в области правовой статистики и специальных учетов. 

В настоящее время определены направления на повышение имиджа Комитета на международном уровне. Так, активно проводится взаимообмен информациями и опытом работы с Российской Федерацией, Республикой Армения и другими странами содружества. 

Комитет осуществляет тесное сотрудничество с Главным информационно-аналитическим центром МВД Российской Федерации в рамках соглашения по созданию межгосударственного информационного банка (МИБ), в соответствии с которым, все данные о субъектах специальных учетов в Казахстане направляются в МИБ. Так, территориальные органы Комитета при составлении карточки на объекты специальных учетов, одну копию направляют в ГИЦ МВД РФ, что позволяет осуществлять оперативный обмен информацией между правоохранительными органами в рамках государств - участников СНГ. 

Таким образом, деятельность органов правовой статистики и специальных учетов имеет важное значение в рамках осуществляемых Президентом страны правовых реформ. 

В 2005 году был принят целый ряд нормативных правовых актов, определяющих основные принципы функционирования государственной правовой информационной статистической системы. К их числу относится утверждение новой инструкции по ведению единого карточного учета заявлений, сообщений о преступлениях, уголовных дел, результатов их расследования и судебного рассмотрения (Единая унифицированная статистическая система - ЕУСС).  

За счет внедрения ЕУСС Комитет переходит на "безбумажные" технологии формирования правовой статистики, повысится эффективность надзора за соблюдением конституционных прав граждан при осуществлении уголовного процесса, обеспечивается прозрачность деятельности правоохранительных органов. 

В рамках реализации Указа Президента "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органах и должностных лиц", с 1 июля 2005 года во всех государственных органах введен статистический учет обращений граждан и результатов их рассмотрения. Эта мера позволила вести антикоррупционный мониторинг отношений между государственными органами и гражданами, повысить ответственность должностных лиц в вопросах рассмотрения обращений граждан, обеспечить своевременность реагирования на потребности общества. 

Комитетом выполнен значительный объем работ по реализации Программы развития государственной правовой статистики и специальных учетов в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года №1374 (далее - Программа). 

В соответствии с пунктом 2 распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 ноября 2005 года №311-р, разработана Концепция реализации задачи Стратегии достижения европейских стандартов в области государственной правовой статистики и специальных учетов, одобренная Правительством и руководством Генеральной прокуратуры. 

Комитетом разработан Закон РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", который был введен в действие 30 января 2007 года. В  Законе конкретизирован понятийный аппарат, предложены основные принципы в указанной сфере, установлены принципы гарантированности реализации конституционных прав и интересов граждан при обращении в государственные органы, обеспечение своевременности и качественного результата их рассмотрения.  

Одной из актуальных задач, стоящих перед Комитетом, является исполнение Плана мероприятий Правительства РК по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений, связанных с торговлей людьми на 2006-2008 годы. На базе Комитета создан специализированный банк данных о преступлениях, связанных с торговлей людьми, и лицах, их совершивших. 

Одновременно велась работа по унификации специальных учетов, укреплению дисциплины их пополнения. В этом направлении особое внимание обращалось на отражение в них всех процессуальных актов, определяющих статус лиц, проходящих по ним: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, отбывающий наказание и освобожденный из мест лишения свободы по отбытии срока или досрочно.  

Постепенно объем работы увеличивался за счет введения регистрации проверок хозяйствующих субъектов, ведения учетов административной практики.  

С учетом требований времени на новые органы правовой статистики также возложено ведение систематизированных учетов лиц, совершивших коррупционные правонарушения.  

Поскольку проблема борьбы с наркоманией и наркобизнесом приобретала особый характер, в составе нового органа был образован Национальный информационно-аналитический центр изучения и оценки состояния наркотизма, а его функции в областях возложены на ЦПСиИ, который в дальнейшем был преобразован в Национальный информационно-аналитический центр мониторинга и прогнозирования правовых явлений, изучения и оценки состояния коррупции, наркотизма и транснациональной преступности.  

Сегодня Комитетом значительно усовершенствована нормативная правовая база в области правовой статистики и специальных учетов. Приняты специальный закон, Концепция по реализации задач Стратегии достижения европейских стандартов в области государственной правовой статистики и специальных учетов, Программа развития государственной правовой статистики и специальных учетов на 2005-2007 годы, формируется более 60 форм статистической отчетности. Уже сегодня функционируют более 10 централизованных банков, в которые, кроме традиционных криминалистических учетов, входят принципиально новые, решая, в том числе, и такие задачи, как повышение качества услуг, оказываемых государственными органами. 

Перечисленные меры направлены на обеспечение защиты конституционных прав граждан, повышение эффективности деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, коррупцией и другими современными угрозами национальной безопасности. 

Необходимо отметить, что вся работа Комитета по реализации отраслевого Закона и Программы развития осуществляется в духе ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана. При этом ряд мероприятий Программы, такие как внедрение ЕУСС, проведение эксперимента и введение единого учета обращений граждан реализуются досрочно.  

За последние два-три года в своем развитии органы правовой статистики и специальных учетов вышли на качественно новый этап. Полностью сформирована и отвечает требованиям времени нормативная правовая база, посредством которой осуществляется реализация законодательства, принята и реализуется среднесрочная Программа развития. Информационно-аналитическая деятельность Комитета принимает более предметный и завершенный характер, что позволяет вносить конструктивные предложения по совершенствованию системы государственного управления и обеспечения законности и правопорядка. 

Правовая статистика в Казахстане, представляет собой сложившийся государственный институт, и ее история - уже неотъемлемая часть истории суверенного государства